Отдельное место в искусстве Евгения Михнова-Войтенко рубежа 1970-х и 1980-х занимают тёмные работы квадратного формата.
Художник активно использовал квадрат как основу своих работ в эти годы, и многие из получавшихся Квадратов (неформальное название подобных картин Михнова-Войтенко) оказывались чёрными – не монохромными и сплошными, но сохранявшими следы других цветов.
Михнов-Войтенко как бы движется к чёрному цвету, представляет его не как что-то одномерное и пустое, а совсем наоборот – как наполненность, как совокупность. Поэтому он не может «просто» написать «чёрный квадрат», работа должна стать чёрной в процессе. Художник приближался к чёрному квадрату не раз, но в полной мере так его и не воплотил.
Одним из опытов на пути приближения к чёрному квадрату для автора становится представленный на выставке синий квадрат, немного похожий на негатив фотоплёнки.
1. Евгений Михнов-Войтенко
Из цикла «Квадраты»
1979 г.
Бумага, темпера. 56,6 х 55,6
2. Евгений Михнов-Войтенко
В прозрачном омуте
1975 г.
Бумага, см.тех. 49,5 х 44,2
3. Евгений Михнов-Войтенко
Из цикла «Квадраты»
1981 г.
Бумага, темпера. 64,5 х 62